Социально-философский анализ социальной работы как источника доверия населения к районной исполнительной власти московского мегаполиса – часть 1

Философия      Постоянная ссылка | Все категории

На правах рукописи

РОМАНОВ Александр Вячеславович

СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОЙ

РАБОТЫ КАК ИСТОЧНИКА ДОВЕРИЯ НАСЕЛЕНИЯ

К РАЙОННОЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

МОСКОВСКОГО МЕГАПОЛИСА

Специальность 09.00.11 –

социальная философия

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата философских наук

Москва – 2007

Диссертация выполнена на кафедре философии Московского городского

университета управления Правительства Москвы

Научный руководитель : доктор философских наук, профессор

ШАХОВ Михаил Николаевич

Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор

ОТЮЦКИЙ Геннадий Павлович;

кандидат философских наук

ГРИГОРЬЕВ Николай Юрьевич.

Ведущая организация: Пограничная академия ФСБ

Российской Федерации

Защита диссертации состоится «____» ноября 2007 года в 13.00 часов на заседании диссертационного совета К.850.005.02 при Московском городском университете управления Правительства Москвы (107045, г. Москва, ул. Сретенка, 28).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке

МГУУ Правительства Москвы.

Автореферат разослан «____» октября 2007 года.

Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат философских наук, доцент ШИНЕЛИН

Владимир Николаевич

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИ

Проблемы развития социальной сферы российского общества стали активно разрабатываться и практически решаться с середины 80-х годов ХХ века. Одновременно в России стало уделяться более пристальное внимание осуществлению социальной политики государства. Конкретным воплощением этой политики является социальная работа c населением. Как разновидность профессиональной деятельности социальная работа осуществляется на доверительной основе: люди доверяют власти исполнение управленческих функций, а власть реализует и подтверждает доверие населения в деятельности по разработке и осуществлению социальных программ.

Проблема доверия населения к власти особенно остро проявляется на завершающем уровне управления – на уровне деятельности органов исполнительной власти районного масштаба, где непосредственно и в конечном итоге решаются проблемы социальной работы, а также формируется социальное доверие населения.

Актуальность социально-философского анализа социальной работы местных органов исполнительной власти как источника социального доверия населения обусловлена рядом причин и обстоятельств.

Во-первых, сложностью и противоречивостью решения социальных, экономических и политических проблем российского общества этапе социальной модернизации. В этих сложных условиях местные (районные) органы исполнительной власти России, с одной стороны, являются конечными проводниками общей политики государства по отношению к населению, а с другой, – они непосредственно принимают на себя реакцию населения на осуществляемую политику. Нередко недостатки «большой» политики выливаются в недоверие населения к органам местной власти, и, наоборот, эффективная работа органов местного управления может стать источником доверия населения к власти на всех уровнях.

Во-вторых, относительной новизной социальной работы как сферы профессиональной занятости отдельных представителей российского общества. В настоящее время социальная работа в России существенно обогатила свое содержание и получила институциональный статус в профессиональном разделении общественного труда. Она представлена на всех уровнях социальной организации общества. Клиентами социальной работы являются уже не только социально незащищенные люди, но и фактически все население страны. Решить проблему качества и повышения эффективности социальной работы поможет теоретическая разработка ее на социально-философском уровне в связи с вопросами доверия населения к власти.

В-третьих, высокой ролью и значением нравственно-гуманистического содержания социальной работы с населением. Действительно, средоточием социальной сферы общественной жизни является человек, а сама социальная работа призвана удовлетворить его жизненные потребности. Это человеческое измерение социальной работы необходимо требует высокого качества и эффективности. Мерой и конечным критерием такого качества всегда выступает социальное доверие населения к органам власти. И поэтому социальная работа в России необходимо требует развития доверительных основ, что выступает источником социальной безопасности и стабильности как российского общества в целом, так и его многочисленных регионов.

В-четвертых, постоянным усложнением содержания и задач социальной работы в России на уровне районной исполнительной власти столичного города. Ощутимые результаты перемен, происходящих в Москве, в значительной мере зависят от повседневной работы в окружных префектурах и районных управах. Наряду с решением концептуальных задач управления городскими территориями многие сотрудники системы исполнительной власти низовых структур включены в практическую реализацию повседневных проблем социальной работы. Опыт последних десяти лет показывает, что в системе крупнейшего мегаполиса, каким является Москва, без доверия населения района к исполнительной власти города невозможно осуществлять эффективное управление городом в целом.

Научная разработка проблемы. Актуальные проблемы теории и практики социальной работы в России, как уже отмечалось, стали активно разрабатываться с середины 80-х годов ХХ в., особенно в условиях постсоветской России, когда страна вступила в период социальной модернизации на базе рыночной экономики. За последние 15 лет в России были изданы такие крупные и обобщающие труды, как Антология социальной работы в 5 томах, Энциклопедия социальной работы в 3-х томах, Энциклопедия социальной работы (Избранные статьи), Российская энциклопедия социальной работы в 2 томах, а также «Права человека и работа в социальной сфере», «Этика социальной работы: принципы и стандарты», «Кодекс социального работника» и другие.

Большой вклад в теоретическую разработку общих проблем социальной работы и социальной политики в России внесли такие авторы, как Аверин А. Н., Бочарова В. Г., Бербешкина З. А., Волгин Н. А., Горячев М. Д., Григорьева И. А., Гуслякова Л. Г., Дурова Л. И., Жуков В. И., Кадомцева С. В., Козлов А. А., Колков В. В., Медведева Г. П., Мельников В. П., Некрасов А. Я., Осадчая Г. И., Павлёнок П. Д., Панов А. М., Попов В. Г., Тетерский С. В., Холостова Е. И., Фирсов М. В., Шапиро И. Б., Яркина Т. Ф. и многие другие. Они в своих крупных трудах заложили теоретические основы социальной работы в современной России.

В частности, в работах названных и других авторов[1] нашли отражение такие вопросы, как сущность и характерные особенности социальной работы, ее содержание, структура и выполняемые функции, закономерности и принципы, специфика ее отдельных направлений по отношению к различным категориям населения и многие другие проблемы.

Отдельно следует выделить ряд работ[2], в которых обобщен зарубежный опыт социальной работы в таких государствах, как США, Великобритания, Германия, Австралия, Израиль, Швеция, Норвегия и других. Немало работ отечественных авторов посвящено исследованию проблем социальной политики государства [3].

Вопросы взаимоотношений органов власти и местного населения, в том числе и проблема социального доверия населения к органам власти и управления, также ставятся и отчасти рассматриваются в ряде трудов, посвященных анализу работы кадровых органов государственного управления.

Наконец, применительно к теме исследования нельзя не указать на многочисленные законодательные акты федерального, регионального, городского и муниципального уровней, особенно распоряжения Мэра и Постановления Правительства Москвы, касающиеся всех сторон социальной работы Администраций и системы местного самоуправления в городе. В них, помимо многих других вопросов, красной нитью проходит проблема формирования и повышения социального доверия населения по отношению к органам местной исполнительной власти [4].

В названных работах А. П.Бирюкова и Н. Н. Лобанова вопросы формирования доверия к органам власти рассматриваются лишь применительно к работе муниципальных органов местного самоуправления. Между тем, основной объем социальной работы с населением на местном уровне осуществляется районными органами исполнительной власти – управами. И здесь, как показывает опыт практического руководства управой московского района Северное Измайлово, возникает ряд серьезных проблем, связанных с формированием доверия населения к исполнительной власти и требующих специального научного осмысления с социально-философских позиций.

Так, например, обнаружилась недостаточная разработка понятий «доверие» и «социальное доверие» в этической и социально-философской литературе, несмотря на широкое использование их в массовом сознании. А самое главное – существует проблема неоднозначной, опосредованной, в ряде случаев сложной и противоречивой взаимосвязи между социальной работой органов местной власти и доверием к ней со стороны различных категорий населения. Данные соображения обусловили обращение автора к поставленной теме на социально-философском уровне научного исследования.

Объектом исследования в диссертации выступает управленческая деятельность административных органов районной исполнительной власти московского мегаполиса в области социальной работы с населением на этапе коренного обновления всех сфер общественной жизни российского общества.

Предметом исследования является социально-философское содержание социальной работы органов районной исполнительной власти г. Москвы как источника и фактора социального доверия населения на опыте деятельности администрации столичного района Северное Измайлово Восточного административного округа.

Цель исследования состоит в обосновании практических рекомендаций руководству и работникам районной исполнительной власти города в области социальной работы по формированию, обретению и повышению социального доверия населения.

Задачи исследования:

- уточнить содержание, объем и научный статус категории «социальное доверие», рассмотреть содержание и особенности социального доверия населения к районной исполнительной власти московского мегаполиса;

- выявить объективные и субъективные факторы детерминации социального доверия населения к районной исполнительной власти и обосновать механизмы управленческой деятельности районной администрации г. Москвы, оказывающие влияние на доверие населения к исполнительной власти;

- с социально-философских позиций обосновать содержание и технологию социальной работы в системе районного управления в интересах формирования и повышения социального доверия населения к органам власти района;

- определить приоритетные социальные проблемы, эффективные пути и оптимальные способы социальной работы с целью формирования доверия населения к районной исполнительной власти столичного города.

Теоретико-методологическая и эмпирическая база исследования. Диссертационное исследование опирается на социально-философские и общенаучные принципы познания общественных явлений, в особенности системно-структурный, социокультурный, социологический и функционально-деятельностный подходы, а также на диалектический, исторический, логический, диагностический и конкретно-социологический методы научного познания. В работе проанализированы отечественные и зарубежные работы, раскрывающие историю и основные проблемы становления и развития социальной работы в России, а также деятельность городской и районной исполнительной власти г. Москвы.

Эмпирическую базу исследования составляют: контент-анализ современных нормативно-правовых документов Российской Федерации, города Москвы, префектуры ВАО и управы района Северное Измайлово; практический опыт управленческой деятельности районной исполнительной власти в области социальной работы с населением; данные конкретных социологических исследований, в том числе осуществленных под руководством автора; материалы научно-практических конференций и семинаров, посвященных социальной работе исполнительной власти района и методам завоевания доверия населения к ней.

II. НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ

И ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ

Научная новизна диссертации состоит: в обосновании сущности и определении понятия «социальное доверие населения» применительно к деятельности исполнительной власти столичного городского района; в выявлении объективных и субъективных факторов социальной детерминации доверия населения к районной исполнительной власти г. Москвы; уточнении сущности и содержания социальной работы с населением района столичного города в целях формирования доверия к исполнительной власти; в характеристике приоритетных социальных проблем, эффективных путей и оптимальных способов их решения на уровне районной исполнительной власти столичного мегаполиса с целью формирования и поддержки высокого доверия населения.

Основные результаты исследования выражаются в следующих положениях, выносимых автором на защиту.

Философия      Постоянная ссылка | Все категории
Мы в соцсетях:




Архивы pandia.ru
Алфавит: АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФЦЧШЭ Я

Новости и разделы


Авто
История · Термины
Бытовая техника
Климатическая · Кухонная
Бизнес и финансы
Инвестиции · Недвижимость
Все для дома и дачи
Дача, сад, огород · Интерьер · Кулинария
Дети
Беременность · Прочие материалы
Животные и растения
Компьютеры
Интернет · IP-телефония · Webmasters
Красота и здоровье
Народные рецепты
Новости и события
Общество · Политика · Финансы
Образование и науки
Право · Математика · Экономика
Техника и технологии
Авиация · Военное дело · Металлургия
Производство и промышленность
Cвязь · Машиностроение · Транспорт
Страны мира
Азия · Америка · Африка · Европа
Религия и духовные практики
Секты · Сонники
Словари и справочники
Бизнес · БСЕ · Этимологические · Языковые
Строительство и ремонт
Материалы · Ремонт · Сантехника